426.14 +0.77     497.05 +4.39     6.02 +0.05    
Четверг, 21 Октября 2021 Время:

Жоэль ШАПРОН: «Изюминка французского кино в палитре жанров»

Создано: 17.04.2019
  • 648
  • 0

Фото автора.

В Алматы прошел Х фестиваль «Французское кино сегодня». Увы, юбилейный фестиваль может стать последним. Об этом заявил организатор проекта, вицед-иректор Unifrance, кавалер Ордена искусств и литературы Жоэль Шапрон.

Напомним, что десять лет назад вместе с Бауржаном Шукеновым они запустили этот уникальный фестиваль. С тех пор по весне лучшие новинки французского кино в самых разных жанрах радовали алматинскую публику. Кроме того, ежегодно в Казахстан приезжали актеры, снимавшиеся в этих кинолентах. О причинах ожидаемого закрытия фестиваля, казахстанском и французском кино - в беседе с «загонщиком» авторских лент для Каннского фестиваля от стран СНГ Жоэлем Шапроном (на фото).

- Что вы чувствуете в связи с возможным закрытием фестиваля и что может изменить ситуацию?

- Конечно, мне грустно, что юбилейный фестиваль может стать последним. В нашей практике были случаи закрытия аналогичных проектов, но на это всегда были уважительные причины. Например, в России в связи с развитием кинорынка и популярности французского кино фестиваль закрыли за ненадобностью. В Казахстане совсем другая ситуация. Это единственная страна, где компания «Unifrance» играет в трехстороннюю игру - и Франция, и Казахстан зависят от российских прокатчиков, так как в Казахстане не закупают картины напрямую. В итоге с каждым годом проводить такие фестивали становилось все труднее. Это касается и организационных моментов по приезду артистов, и числа новинок. А в этом году россияне запросили за предпоказ определенные суммы, чего раньше не было. В итоге мы приняли решение, что в таком формате больше работать нет смысла. Я считаю, что эта ситуация - вызов не для меня или Бауржана Шукенова, а для казахстанского кинорынка. Пора самим напрямую заключать контракты с производителями, а не зависеть от посредников. Конечно, было бы проще собрать во Франции некупленные картины и привезти сюда. Но это не наша цель - показывать кино, которое потом никто не увидит.  Я уже встречался с министром культуры по этому поводу и сказал, что, на мой взгляд, единственный выход - найти инвестора, который купит фильмы, минуя Россию. Так уже поступили в Украине и Прибалтике.  Не всегда дистрибьюторам удается договориться напрямую, но мы чувствуем, что там зарождается независимый кинорынок.

- Вы знаток как французского, так и казахстанского кино. Отбираете фильмы для Каннского фестиваля на территории СНГ. Что можете сказать о развитии казахстанского кино, как авторского, так и коммерческого? Опишите портрет нашего кино за десять лет.

- Если честно, я видел - мало казахстанских игровых картин. Знаю, что снимают много комедий, популярны исторические фильмы. Могу отметить творчество Акана Сатаева, под большим впечатлением от его профессионализма. Что касается авторского кино, оно, по сути, не меняется. Я имею в виду темы и кинематографический подход. Но появилось больше технических и финансовых возможностей, и это чувствуется по картинам. Не буду обобщать, конечно. Но в качестве яркого примера могу назвать режиссера Адильхана Ержанова. Он профессионал, у которого раньше было меньше возможностей выразить себя. При этом, если сравнить его первую и последнюю картины, то он остается верен своей теме. Если говорить о развитии кинематографа в целом, то, конечно, во всех отношениях ситуация улучшилась. Когда мы затеяли фестиваль, в Казахстане было всего 30-35 нормальных кинозалов. Сейчас их более 300. Тогда практически не производилось кино. Сейчас можно уже говорить о реальной киноиндустрии, так как есть производство и есть спрос со стороны зрителей. Число отечественных фильмов и их кассовые сборы растут. Я не говорю о качестве того, что демонстрируют, но даже такого развития нет в Туркменистане или соседней Киргизии. Увеличивается число сериалов, это тоже немаловажно. Я хорошо помню времена, когда операторы и звуко-инженеры подрабатывали после съемок таксистами и разнорабочими, чтобы прокормить семью. Сейчас в этом, слава богу, у них нет необходимости. В целом, все идет в лучшую сторону с точки зрения развития киноиндустрии. А появление собственных дистрибьюторов станет серьезным прорывом в этой сфере.

Фильм обещание на рассвете.

- В Казахстане штампуют комедии, где акцент на межродственные отношения, особенно между родственниками жениха и невесты. Что бы посоветовали нашим режиссерам для разнообразия? Что есть в Казахстане, о чем стоило бы говорить с широкого экрана?

- Мне кажется, исторические темы всегда интересны, когда это не притча, не легенда, а настоящая история. Казахстан прожил сложный период как при царской России, так и при советской власти. Например, было бы интересно узнать о вашей стране в советское время. Я хорошо помню СССР, и современный Алматы не сравнить с тем, что было тогда. В городе практически не было вывесок на казахском языке. И хорошо бы показать, как шли по этому пути люди, на примере одной семьи, где представлены три поколения. Показать, как меняются традиции, мировоззрения, отношения...

- Ваши прогнозы насчет того, что будет интересно зрителю через 10 лет?

- Мне кажется, что сюжетная линия особо не поменяется. Потому что любовные истории, - тема взаимоотношений мужчины и женщины, поиски себя, вопросы человеческих ценностей волнуют людей с древних времен. Другой вопрос - это скорость и качество подачи фильмов.  Современная молодежь привыкла к другому ритму очередности кадров. Я это чувствую по своим детям. То, что я спокойно воспринимаю на экране, младшей дочери-подростку кажется затянутым. Интернет и смартфоны приучили их быстро переключать внимание с одного на другое. Что касается качества, то сейчас спецэффектами уже никого не удивишь. А развитие цифровых технологий помогает режиссерам осуществить их мечты. И это только начало...

- Вы так много знаете и пишете о кино. Нет мысли самому начать снимать фильмы?

- (Смеется.) Нет, это не моя стихия. Я - киновед, пишу статьи и книги, изучая чужое воображение, а не свое. А еще на протяжении многих лет я «загонщик» фильмов для Каннского фестиваля по странам СНГ и Восточной Европы. Поэтому на своем веку повидал столько фильмов, и хороших, и плохих, что уверен - каждый должен заниматься своим делом.

- В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие французского кино от другого? Особый юмор, подача, глубина чувств?

- Это скорее вопрос не ко мне, а к казахстанским зрителям. Потому что я родился и вырос на этом кино, где все темы и сюжеты мне близки и понятны. Советский зритель тоже рос на французском кино. И отчасти поэтому на французские фильмы ходит современная молодежь. Так что вам судить. Но чем мы точно можем гордиться, так это разнообразием жанров. И, на мой взгляд, это самое главное, так как представлены картины на любой вкус и цвет: комедии, анимация, мелодрамы, исторические фильмы, драмы и так далее. Это как палитра, на которой есть все цвета и оттенки. И когда мне говорят (правда, очень и очень редко): «Не люблю французское кино», то я всегда уточняю, про какой именно фильм идет речь. Потому что обобщать необъятное невозможно.

- За эти годы Алматы стал для вас родным. Сейчас наш город усиленно представляют как туристический центр Казахстана. Как вы считаете, приедут ли к нам когда-нибудь отдыхать французы (европейцы), и если да, то что нужно для этого?

- Из плюсов, конечно, уникальная природа. И это не только Медеу и Шымбулак, которые стали визитными карточками Алматы. Каждый год я вожу гостей фестиваля на Чарынский каньон. Десять лет назад это было красивое, но абсолютно дикое место. Сейчас наконец-то есть сервис - рестораны, юрты и так далее. Еще один большой плюс в том, что Казахстан - спокойная страна. Таких в мире все меньше и меньше. Например, мои друзья раньше с удовольствием ездили в Сирию, потому что у нее древняя история, богатая культура. Но сейчас туда никто не поедет. То, что в Казахстане безвизовый режим, - огромный плюс, в частности, для нас, устроителей фестиваля.  Так что все предпосылки для развития туризма есть. Из минусов я, к сожалению, отметил бы сильный смог, который наблюдаю со дня своего первого визита в этот замечательный город.

Автор Нуралиева Карлыгаш

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...