386.8 -0.02     429.27 +0.60     5.78 -0.08    
Вторник, 20 Августа 2019 Время:

Так не хоронят историю

Создано: 05.06.2019
  • 313
  • 0

Темой лекции известного некрополиста Георгия Афонина (на фото) стали открытия, сделанные на Центральном городском кладбище Алматы. Однако исторические справки время от времени перемежались недовольством самого Афонина и его слушателей состоянием многих памятников истории и культуры местного значения. Вопросы в зале вызвали и меры, принятые ответственными за мемориальную зону погоста лицами. Впрочем, справедливости ради, обычные посетители кладбища тоже отметились не самым уважительным отношением к памяти великих предков.

Из истории Центрального кладбища

Знаменитый погост южной столицы по документам был создан в 1932 году (несмотря на это, на его территории при желании можно отыскать более ранние захоронения, в том числе обладающие исторической значимостью). Поскольку люди умирают постоянно, вопрос о расширении кладбища встал уже в 1936 году. Тогда после оценки состояния почвы и грунтовых вод решено было расширять действующую территорию на север и запад - новый участок под «место скорби» тогдашняя Алма-Ата позволить себе не могла. В итоге первое расширение состоялось в 1939-м.

Особый интерес для специалистов представляет так называемая мемориальная зона. Формировалась она в основном в период с 50-х по 70-е годы. Видных деятелей политики и культуры, ученых и героев войны хоронили на Центральном кладбище наравне с рядовыми горожанами. Однако первые захоронения великих становились «зоной притяжения» для равных им - так возникло нечто вроде последнего пристанища светил. Ярких личностей провожали в последний путь, стараясь подчеркнуть значимость усопшего для современников и потомков. Созданием художественных надгробий для одних замечательных людей нередко занимались другие, не менее замечательные, - прославленные скульпторы и архитекторы.

Несмотря на приоритет индивидуальных захоронений с соответствующими статусу умершего надгробиями, исследователи берут во внимание и коллективные, хранящие память о трагедиях прошлого. В их числе - «отголосок» авиакатастрофы 1941 года, унесшей жизнь 26-ти человек, в том числе членов правительства.

Невозможно не упомянуть могилы скончавшихся в местных госпиталях солдат и офицеров ВОВ. Пусть это не братская могила в общепринятом понимании, но все же захоронения были связаны как общей сутью, так и единым стилем архитектурного оформления. В 2015 году - в честь юбилея Победы, что важно - была проведена весьма спорная реконструкция, не оставившая от прежнего облика камня на камне. Да и солдатам пришлось «потесниться» в пользу новых, не имеющих никакого отношения к войне, могил.
Здесь самое время сказать, что историческая часть Центрального кладбища была закрыта для захоронений в семидесятых годах. По бумагам разрешались лишь подхоронения, да и то родственные. Но это, конечно, по бумагам, а по наблюдениям некрополистов, сейчас можно смело говорить о многослойном погосте.

- В этом нет ничего удивительного, схожая судьба прослеживается и на других кладбищах по всему миру, - признал лектор. - Однако этот процесс при желании можно регулировать. Проблема в том, что первые «этажи», исторические, исчезают.

Неухоженные, заброшенные и разворованные

В ходе лекции Афонин не раз подчеркнул: ценность Центрального кладбища не только в самом факте наличия могил великих, но и в памятниках, подчас способных соперничать с музейными экспонатами. Правда, отношение к мемориальным скульптурам в обществе куда менее щепетильное, нежели чем к статуям за стеклом.

Для примера возьмем могилу известного архитектора Андрея Зенкова, отмеченную памятником 1936-го года установки. Памятник уникален - выполнен из хрупкого песчаника в редкой технике. То, что он сохранился до сегодняшних дней, - уже чудо. Увы, ни редкость, ни хрупкость, ни старость, ни даже невероятная «живучесть» не спасают его от постепенного разрушения.

Еще более грустная судьба постигла место захоронения участника гражданской войны Алиби Джангильдина:

- Памятник работы Усачева, к сожалению, утрачен. А ведь он был примером ранних индивидуальных художественных надгробий, созданных именно казахстанским скульптором, а не заезжим мастером.

А вот еще один печальный пример - считавшаяся утерянной могила скульптора и заслуженного деятеля искусств Исаака ИткиндаИткинда называют последним скульптором серебряного века, дожившим до современности. Его работы хранятся в Лувре, Русском музее, Эрмитаже, Музее Пушкина. Словом, скульптор многое сделал при жизни, а после смерти его могила была заброшена и заросла сорняками.

- Раньше была табличка с текстом, но сейчас ее нет, - рассказал некрополист. - Все, что есть, - глыба, поставленная на средства Союза художников. Это при том, что в мире сейчас наблюдается новый виток интереса к личности Иткинда.

К слову, могилу всемирно известного деятеля искусств специалистам удалось найти лишь благодаря соседствовавшей с ней могиле сына Иткинда. Иначе обнаружить знаковое место упокоения было бы практически невозможно.

Захоронение астронома, члена-корреспондента Академии наук СССР и академика АН Казахской ССР Гавриила Тихова расположено в глубине Центрального кладбища - может, по этой причине оно и пребывает в относительной целости. Тихов усовершенствовал технику и методику наблюдения небесных тел, был одержим идеей поиска жизни на других планетах Солнечной системы, его именем названа малая планета. Видимо, этого не было достаточно для того, чтобы в городе, в котором он жил с 1941 года, сохранили хотя бы мемориальную табличку.

На нашем кладбище похоронен также приехавший из Свердловска физиолог, академик и заслуженный деятель науки Александр Полосухин. Во время войны он создал противошоковую жидкость, позволявшую спасать раненых бойцов от моментальной гибели в агонии. А вот спасти место его захоронения было некому - портрет украли, землю захватили, сейчас там новые могилы.

Благими намерениями

Впрочем, продолжил Афонин, иные попытки «заботы» города о своих мемориалах выглядят еще хуже тотального игнорирования.

Так, могилу геолога, сподвижника и друга Каныша Сатпаева Николая Кассина украшал стилизованный «саркофаг». Когда конструкция провалилась в землю, ее укрепили щедрым слоем бетона. Надо ли говорить, что теперь место захоронения выглядит совсем иначе.

Памятник оперной певице Куляш Байсеитовой подвергся нападению вандалов - от удара булыжником работа скульптора Антропова осталась без лица. Пострадавшую часть восстановили и затем решили «дополнить» гранитной книгой с религиозными текстами. Тот факт, что это неоправданное вмешательство в мемориальную скульптуру, никого, похоже, не волновал.

Антропов приложил руку и к памятнику казахского композитора, дирижера, автора оперы «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева. Опять же, пытаясь «улучшить» работу талантливого скульптора, реставраторы поставили гранитные глыбы и вымостили все тротуарной плиткой. В итоге монумент затерялся на фоне этой роскоши.

Необыкновенную, совмещающую портрет и аллегорию, скульптуру для захоронения министра культуры Казахской ССР Ильяса Омарова придумал Владимир Федоров. Ситуация примерно та же, что с памятником Куляш Байсеитовой: вандалы, реставрация, излишнее вмешательство. Отбитые бронзовые буквы заменили на более бюджетную латунь, рядом подхоронили жену и дочь Омарова, причем так, что изначальная архитектура объекта теперь едва угадывается.

Подобных грустных свидетельств некомпетентности на кладбище хоть отбавляй. В этом, по словам спикера, нет ничего удивительного.

- Управление культуры передало охранные обязательства и паспорта на памятники похоронному бюро. Эта организация в силу своего профиля не может компетентно осуществлять ни реставрацию, ни сезонную консервацию, ни учет, ни паспортизацию, ни фотофиксацию. Нет у них ни ресурсов, ни кадров, - объяснил Афонин.

В завершение он обозначил главную задачу - придание Центральному кладбищу статуса историко-мемориального некрополя, а значит, взятие под учет и охрану отдельных захоронений с недопущением новых. Ведь пока никто ни за что не несет ответственности, места захоронения героев войны, деятелей науки, искусства и культуры будут постепенно уходить в небытие, унося за собой главное богатство народа - память.

Автор Мишура Ирина

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...