389.94 +0.13     433.5 +3.23     6.1 +0.04    
Суббота, 19 Октября 2019 Время:

Путевые заметки по Поднебесной: Как Конфуций помог китайцам пробки победить

Создано: 05.06.2019
  • 339
  • 0

В очередной раз застряв в пробке по дороге с работы домой, задумался о том, как, передвигаясь по улицам Пекина и еще десятка крупных городов Восточного и Центрального Китая, всегда поражался отсутствию пробок. Разве что в столице, в самый час пик, но и то до алматинских пробок им далеко. Я уж не говорю про московские, здесь и сравнивать было нечего. И это огромный 22-миллионный мегаполис. Так в чем же дело?

Спрашиваю об этом своего китайского друга Пэнфэя, уже много лет живущего в столице КНР. Как оказалось, проблема с пробками там в свое время стояла очень остро. В 2000-е с ростом благосостояния людей количество автомобилей росло в геометрической прогрессии, ведь обладать своим авто считалось престижным. И Пекин, и Шанхай, да и другие китайские мегаполисы, погрязли в пробках, строительство новых развязок не помогало. Проблема росла, как снежный ком, пока не вылилась в настоящий транспортный коллапс. В 2010 году в столице образовалась гигантская стокилометровая пробка, которую удалось ликвидировать только через 9 дней. Пробка вошла в Книгу рекордов Гиннесса, а власти пришли к выводу, что подход к проблеме надо менять. И такой выход был найден.

Борьба с пробками по-китайски

В определенные дни автомобили с определенными последними цифрами в регистрационных номерах (для каждой цифры свой день) не имеют права выезжать на улицы города. Например, в понедельник по городу нельзя ездить владельцам номеров, которые заканчиваются на 2 и 8, во вторник - на 1 и 7, в среду - на 6 и 0, в четверг - на 3 и 5, а в пятницу - на 4 и 9. Причем ограничение действует на целые сутки. В праздничные и выходные дни запрет снимается. Таким образом, каждый рабочий день 20% автомобилей не выезжают в город, а их владельцы пользуются общественным транспортом, благо цены на него вполне доступные. Стоимость проезда в метро стоит 3 юаня, если нужно проехать не более 5 станций (1 юань - 57 тенге), 5 юаней будет стоить проезд до 10 станций, максимальная цена - 15 юаней. Билет на автобус стоит намного дешевле: 1 юань или 2 юаня на автобус повышенной комфортности с кондиционером и телевизором.

Нарушители этого правила наказываются очень строго. Попробуйте выехать не в свой день и попасть под всевидящее око камеры - и огромный штраф вам обеспечен. В Пекине нельзя просто так купить автомобиль и получить номера. Желающий должен стоять в очереди и участвовать в лотерее, которая выдает 10 тысяч номеров в год, ровно по одному на сто желающих. Так что получить заветные номера вы сможете только годика через 34, не меньше. До введения ограничения в 2010 году в городе ежедневно оформлялось по две с половиной тысячи номеров, то есть около 900 000 в год. Также запрещено въезжать в столицу иногородним машинам без специального пропуска, который выдается на 7 дней и тоже стоит достаточно прилично. Так что волей-неволей задумаешься, а так ли тебе нужен автомобиль, или быть может проще передвигаться на общественном транспорте или электромопеде.

Будет ли нам полезен китайский опыт решения проблемы пробок? Честно говоря, не знаю. Очень сомневаюсь, что у нас такие меры нашли бы поддержку у автолюбителей, но факт налицо, они работают. Наверное, поддержка населением таких жестких мер возможна только в обществе, которое тысячи лет воспитывается на конфуцианских традициях стремления к гармонии, законопослушности и лояльности к государству.

Конфуцианство - дорогой разума

Каждый сам выбирает, что для него значит эта философская система: мировоззрение, образ жизни или политическая идеология. Кто-то даже относит конфуцианство к религии, высшим божеством в которой считалось всевидящее и ориентированное на добродетель Небо. В качестве пророка выступает не вероучитель, распространяющий истину данного ему свыше божественного откровения, подобно Будде или Иисусу, а мудрец Конфуций, который учил людей моральному самосовершенствованию посредством строгих морально-этических норм. Но так или иначе сегодня эти нормы - основы китайского менталитета, культуры и общества, присутствующие в жизни каждого китайца.

Следующим городом моей поездки стал расположенный в провинции Шаньдун город Цзинань, где я посетил форум по сотрудничеству Китая и стран Центральной Азии. Мое увлечение культурой Поднебесной началось еще в школе с прочтения книги откровений Конфуция, поэтому, когда мне пришлось побывать в Цзинани, я воспринял это как подарок судьбы. Ведь совсем рядом располагался Цюйфу - родина великого мыслителя, чьим именем потомки назвали созданную им нравственно-философскую систему. Дорога в высокоскоростном поезде пролетела незаметно, и вот я стою у храма Конфуция. Внутри нам предлагают облачиться в традиционные одеяния китайских ученых мужей, что-то типа длинного халата ярко-красного цвета, который обматывается вокруг талии широким поясом. Огромный зал, во всю длину уставленный низкими деревянными столиками. В конце зала огромная статуя Конфуция, помост с алтарем перед ним. На достаточно вместительном алтаре лежат различные приношения, а каждый желающий может зажечь курительные свечи. И пока свеча тлеет, обратиться к духу великого мудреца, спросив у него совета. Когда мы туда приехали, зал был заполнен китайскими школьниками. Как оказалось, китайцы устраивают сюда экскурсии для детей со всего Китая. Терпеливо дожидаемся своей очереди, и каждый присаживается за низкий деревянный столик, подложив под колени круглую тростниковую циновку.

Церемония начинается с гулких ударов колокола, а затем служитель нараспев читает обращение к Кун Цзы, отдавая дань почтения великому Учителю. После чего гостям предлагают поучаствовать в церемонии и поднести дары Мудрейшему. Вызываюсь добровольцем. Перед церемонией надо ополоснуть руки в чане с водой, после чего каждый получает небольшой поднос с подношением. Мне достается чайник зеленого чая, со всем уважением ставлю его на алтарь, после чего все гости снова занимают свои места.

Поучаствовав в церемонии, переходим в следующий зал, только уже меньше в несколько раз. Снова те же низкие столики, на этот раз сдвинутые в длинные ряды по типу школьных парт, и плетеные циновки для сидения. Некоторые пожилые гости начинают недовольно ворчать, отсидев ноги, но выбирать не приходится, и все снова дружно рассаживаются за «парты». Перед каждым стоит набор для каллиграфии: кисточка, блюдечко с тушью и большой лист из бамбуковой бумаги, уже заранее размеченный линиями в своеобразную сетку. Для каллиграфии используются кисти трех типов: из козьей шерсти, шерсти колонка - такого маленького зверька и кроличьей шерсти. Мне досталась как раз последняя, ее китайцы называют еще цзыхао, или «фиолетовый волос». Хотя в старину, как нам рассказали, кисти делали даже из шерсти волка и тигра.

Кстати, китайцы не были бы китайцами, если не назвали бы инструменты для каллиграфии со всей присущей им поэзией - «сокровища ученого». На экране огромного монитора появляются несколько иероглифов, которые нужно повторить на листе бумаги. Оглядываюсь на коллег и словно переношусь в начальные классы: кто-то от усердия закусывает губу, другой увлеченно бормочет что-то себе под нос, но все старательно чертят нужный иероглиф. А затем, почувствовав, как затейливый знак покоряется руке, переходят к следующему. Бумага, на которой мы старательно выводим неведомые нам письмена, называется сюаньчжи - именно ее применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага очень мягкая и гибкая и производится вручную, благодаря чему высоко ценится и стоит недешево. Час прошел незаметно. Как нам рассказали, в наше время китайская каллиграфия насчитывает пять основных стилей: чжуаньшу, лишу, синшукайшу и цаошу. Нас познакомили со стилем кайшу, это, наверное, самый легкий для восприятия иностранцами, поскольку его иероглифы квадратной формы за счет ровных и прямых линий.

СПРАВКА «КП»

Пять постулатов учения Конфуция

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе» - именно это правило можно назвать краеугольным камнем конфуцианской философии. А главным смыслом становится стремление строить гармоничное общество и жить по добродетелям, объединенным в так называемые «пять постоянств праведного человека».

Жэнь - «человеческое начало» - человек должен быть доброжелателен и милосерден, а во всех своих действиях руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Именно это отличает его от животного.

И - «правда, справедливость». Понятие И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий - выгоды» - так гласит мудрость Кун Цзы.

Ли - буквально «ритуал», «этикет». Верность традициям, строгое законопослушание, почтение к родителям и вообще к старшим. Кстати, отсюда вытекает и «сыновья почтительность» к «отеческой власти» государства.

Чжи - «благоразумие и рассудительность», позволяющие человеку просчитывать последствия своих действий. Чжи противостоит глупости.

Синь - «искренность и добросовестность».

Что любопытно, каждое из постоянств следует одно из другого и уравновешивает друг друга. Например, Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. И уравновешивает Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твердость и строгость, а Чжи уравновешивает качество И, предупреждая упрямство.

Фото автора.

Автор Злобин Павел

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...